воскресенье, 10 февраля 2013 г.

бревенчатая кладка залитая известковым раствором

«От непрочности материала, или от климатических причин, собор скоро пришел в крайнюю ветхость, требовавшую совершенной перестройки». (ИССПЕ, т. VII, 1883, 100-102, Антонов, Кобак, 1997, т. 3, 131-132). Еще в 1732 г. по Указу Анны Иоанновны предполагалось построить каменную Троицкую церковь « на том месте, где ныне стоит деревянная». Из-за ветхости пришлось даже разобрать колокольню, и выстроить другую временную в виде звонницы рядом с церковью. Проекты нового Троицкого собора были выполнены архитекторами М.Г. Земцовым и П.М. Еропкиным, однако, они так и не были осуществлены. Только в 1738 г., Канцелярией от строений было получено новое указание: « тое деревянную церковь разобрав вновь, построить на том же месте, что и таким же маниром деревянную ». О месте строительства нового храма в документах говорится: « будет оноя соборная церковь вокруг старые или усмотра близ оно где гостиный двор удобное невысокое место, на том месте построить». Для этого «велено вышеписанное место осмотреть архитекторам Земцову и Шумахеру к построению той церкви удобное и оное назначить» (РГИА ф.1601. оп. 1. Д.132. л.246-247).

Архивные материалы дают некоторую информацию обустройстве придела и алтаря Троицкой церкви, в 1720 г., архитектором Доменико Трезини и мастером Ван Болесом. «Сего сентября 25 дня Царское Величество изволило повелеть у Троицкой церкви, которая на площади приделать другой алтарь для ранних обеден». В другом месте речь идет о трапезной. Судя по всему, имеются в виду алтарь и трапезная придела Харитона Исповедника, служившие продолжением уже существовавшего северного придела церкви. Для отделки собора велено было отпустить следующие припасы: стекло обрезное, свинец, олово, масло деревянное, нашатырь, олифу, белила, скипидар, кисти щетинные, нити, иглы, гвозди (ЦГИАРФ ф.467. оп. 4, д. 691).

Рис. 2. Троицкий собор на рисунке Ф.В.Берхгольца.

По свидетельству Ф.В.Берхгольца, посетившего Санкт-Петербург в 1724-25 гг., наряду со строившимися тогда каменными Петропавловским и Исаакиевским храмами «между плохими деревянными церквами Санкт-Петербурга самая красивая была церковь Святой Троицы, деревянная с широкою открытою колокольнею, на которой много колоколов и небольшие куранты, играющие, сами собой, через каждую четверть часа «Господи помилуй». Ее обычно посещает царь во время богослужений » (Дневник камер-юнкера Берхгольца 1902, с. 112-113) (рис. 2).

Этапы строительства Троице-Петровского собора приводятся в Историко-статистических сведениях Санкт-Петербургской епархии. Согласно этим данным первоначальная церковь была в виде продолговатого четырехугольника с небольшой алтарной пристройкой. Она была покрыта крутой деревянной крышей на два ската. Несколько лет спустя в 1714 г. к церкви были пристроены приделы и трапезная с двух ярусной колокольней. В результате этой перестройки собор приобрел форму продолговатого креста. В 1720 г. с северной стороны к храму был пристроен придел Харитона Исповедника. Предлагаемая система перестроек храма представляется достаточно убедительной первое расширение храма в 1714 г. было вызвано изменением его статуса, второе в 1720 г. в связи с необходимостью размещения здесь походного храма.

Рис. 1. Троицкая площадь на плане Санкт-Петербурга 1738 г. Троицкая церковь обозначена литерой D.

Достоверной датой начала строительства Троицкой церкви можно считать 1709 год, когда в апреле появляется указ о ее сооружении. Освящена же она была только 10.07.1711 г. (Антонов, Кобак 1997, т. 3. 131).Ближайшими постройками к Троицкой церкви, в первые годы ее существования, были: правительственные коллегии, располагавшиеся примерно в 50 метрах от нее к востоку, канал городского торгового порта, заканчивавшийся в нескольких десятках метров к югу, и гостиный двор, на Северо-западе. При этом первый Гостиный двор, сгоревший в 1710 г., находился примерно в 50-ти метрах от места расположения церкви, новый же был отдален от нее метров на 100 (рис.1).

Существует предположение, что первая Троицкая церковь была построена уже в 1703 г. Однако достоверная информация об этом отсутствует. На плане центральной части Санкт-Петербурга 1706 года она еще не обозначена. Здесь, как и на гравюре П. Пикарта на самом побережье Невы изображено здание с башенкой увенчанной шпилем, однако, традиционно оно интерпретируется как Австерия, которая располагалась у причала на Троицкой площади. Не упоминается Троицкая церковь и в подробнейших описаниях иностранных путешественников, посещавших город в первые годы его существования. Первый план Петербургского острова, на котором изображена церковь, уже тогда имевшая крестообразную форму, датируется 1714 г.

Южная часть Петроградского (ранее Березового) острова не случайно была выбрана для размещения первоначального центра Санкт-Петербурга. Это был один из наиболее освоенных к тому времени районов на территории невской дельты. Наглядное представление об этом дают шведские карты XVII в. Судя по плану из Атласа Ингерманландии, конца XVII века, здесь находились пахотные земли усадьбы Бьеркенхольм, располагавшейся на побережье Большой Невки к северу от современного Сампсониевского моста. Писцовая книга Водской пятины 1500 г., упоминающая Село на Фомине острову, где было 32 крестьянских двора и двор тиуна «на проезд», позволяет отодвинуть время его освоения как минимум к XV столетию. Следует отметить, что здесь не было большого населенного пункта село того времени объединяло отдельные крестьянские усадьбы, рассредоточенные на значительной территории. В XVI в., из-за происходивших здесь войн, село запустело, однако освоенная ранее территория пустовала недолго. В XVII в. ее заселили выходцы из Финляндии. Вблизи места Троицкой церкви на побережье Невы в конце XVII в. располагался один из дворов селения Яниссаари, который по имени владельца носил название Лейя (Сауло Кепсу 2000: 38-40). Учитывая, что эта деревня находилась в районе домика Петра, не исключено, что один из ее домов и был использован царем для своей резиденции.

Ранняя история Троицкой церкви богата преданиями и в недостаточной степени освещена документальными свидетельствами (ИССПЕ. 7. 1883. 97-108). По легенде место ее закладки было выбрано Петром Великим уже в первые дни нахождения его в устье Невы. 14 мая 1703 г., осматривая окрестности Заячьего острова, где предполагалось построить крепость, он срубил ракитовый куст на том месте, где позднее была сооружена Троицкая церковь. А несколько месяцев спустя 1 октября произошла ее закладка (Беспятых 1991: 258-260).

1. Исторические сведения о Троицкой церкви

Археологические исследования 1996-99 гг. на Троицкой пл. велись Санкт-Петербургской археологической экспедицией по заданию Комитета государственной инспекции охраны памятников, в целях отыскания остатков, оценки их современного состояния и уточнения местоположения Троице-Петровского собора .

Уничтожение храма, признанного памятником архитектуры, в период разгула атеистического мракобесия, в 1933 г., еще раз подчеркивает его огромное идеологическое и культурное значение для Петербурга. Слишком многое в нем живо напоминало о славном прошлом России, неразрывно связанным с православием, обо всем том, что новая власть всячески стремилась стереть в памяти народа.

В течение первой половины XVIII столетия собор продолжал сохранять роль государственного храма. В нем происходили коронации Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны. И позднее, вплоть до 30-х гг. XX столетия, в общественном сознании жителей Петербурга Свято-Троицкий собор сохранял за собой роль мемориального храма, тесно связанного с основанием Петербурга и деятельностью Петра Великого. Именно поэтому вплоть до революции по своему рангу он стоял в городе сразу за Исаакиевским собором (Антонов, Кобак 1997, т. 3. 131). Еще в канун 200-летия основания Петербурга церковные власти развернули компанию по сооружению нового каменного Троицкого собора. Но в результате продолжительных дискуссий, по предложению Императорской археологической комиссии, было решено сохранить его прежний исторический вид.

В создании Троицкой церкви и ее обустройстве постоянно ощущается участие самого Петра I. Это и установка на колокольне часов, снятых с кремлевской Сухаревой башни и помещение в храм многочисленных реликвий: культовых предметов из московских придворных церквей, трофейного шведского паникадила из Або, взятого в 1713 г., церковной утвари, изготовленной самим царем из кости. В 1721 г., в специально устроенном приделе собора, была размещена церковь во имя преподобного Харитона Исповедника. Она была создана еще в 1708 г., после победы при Лесном и сопровождала Петра I во всех его походах. В соборе имелась и памятная доска с надписью о том, что храм этот «построен государем императором Петром I 16-го мая 1703 года, в память взятия бывшей на Охте крепости новые Канцы или Шанцы» (ИССПЕ. 7. 1883. 98). Здесь же длительное время хранилась святыня Петербурга Чудотворная Казанская икона Божьей матери.

В 1714 г., после закрытия первоначального Петропавловского храма в крепости, Троицкая церковь фактически становится главным кафедральным собором Санкт-Петербурга, где в присутствии Петра I, царской семьи и знатных вельмож проводились все торжественные государственные богослужения. С крыльца церкви, получившего название «красного», публично объявлялись царские повеления. В соборе происходили службы в честь важнейших исторических событий того времени, таких как: Полтавская победа и Ништадский мир. Здесь Петр I получил титул императора, происходило отпевание тела царевича Алексея и объявление царевича Петра наследником престола.

Среди первых храмов Санкт-Петербурга, особое место в его истории занимает Троицкий Петровский собор. Располагаясь в центре первой главной площади города, храм изначально являлся ее градостроительной доминантой. Здесь под прикрытием Петропавловской крепости, формировался административный и торговый центр Петербурга, в первые десятилетия его существования. Троицкую церковь окружали главнейшие государственные и коммерческие учреждения: сенат, правительственные коллегии, губернская канцелярия, посольский дом Меншикова, синод, городской торговый порт, таможня, гостиный двор, биржа, типография, торжественная Австерия. Вблизи этого места располагались: домик Петра I и дома знати. «Эту местность справедливо можно назвать колыбелью нашей столицы, средоточием которой был Троицкий собор» - писал, спустя 200 лет, церковный историк (ИССПЕ. 7. 1883. 97-108).

Археологическое изучение Троице-Петровского собора

Сорокин П.Е. Археологическое изучение Троице-Петровского собора //Археологическое наследие Санкт-Петербурга. - СПб., 2003. - Вып. 1. - С. 25-74.ИИМК РАН

Сорокин П.Е. Археологическое изучение Троице-Петровского собора

Комментариев нет:

Отправить комментарий